?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как люди становятся оппонентами власти? Часто власть сама плодит себе врагов собственными руками. Причем, вполне осознавая ошибочность принятых ранее решений, чиновники упорствуют, усугубляя беду.

Георгий Удальцов долго рассматривался как наиболее вероятный кандидат в мэры Железнодорожного. Действующего мэра Е.И. Жиркова при имени Георгия Михайловича трясет, аки змия Горыныча при виде разящего копья. За последние восемь лет Георгий пережил три покушения, но продолжает заниматься борьбой за справедливость, как в отношении себя, так и всех горожан. Сейчас Георгию 56 лет и он – лидер движения «Наш город Железнодорожный». Также он возглавляет городское отделение общероссийского объединения малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Причем, «ОПОРА», респектабельная пропутинская организация, всегда крайне лояльная любой власти, жестко поддерживает Георгия в его борьбе за правду.

Все началось с того, как у Георгия забрали аптеку. Аптека находилась в долгосрочной аренде у ООО «Восток Мед» (фирма Г.М. Удальцова, управлявшая на тот момент 4 аптеками в городе Железнодорожном), и новая городская власть помещение быстренько приватизировала. По закону сначала нужно было уведомить Георгия о том, что такая приватизация готовится. Сделано это не было, ибо у Георгия по закону имелось право преимущественного выкупа арендованной муниципальной недвижимости. А аптека досталась неким структурам, по слухам, тесно связанным с новой командой. Но платить дань «новому собственнику» Георгий отказался, обратившись в прокуратуру и в суд.

Чтоб вы понимали. Аптека уютная, находится в топовом месте – ровно посередине между железнодорожным вокзалом и мэрией, а улица Пролетарская – главная улица Железнодорожного. На момент атаки – это была главная аптека города, которая в том числе занималась льготным обслуживанием ветеранов и пенсионеров Железнодорожного.

Я помню, как в июне 2012 г. задал вопрос Жиркову, почему у Георгия забрали аптеку? У мэра по лицу пробежала рябь, заметно затряслись руки и очки. Мэр говорил, что все было якобы по закону, но обещал на встрече через неделю более предметно поговорить на эту и ряд других сложных тем. Надо ли говорить, что больше ни у меня, ни у инициативной группы встреч с Жирковым не было. Говорят, мэр не любит острых вопросов, считает, что Георгий оклеветал его и его семью. А вот я с Георгием подружился. И за прошедший год мы регулярно общаемся. Георгий – энциклопедия городской жизни, знает сотни фактов, событий и явлений. Побывал я и в его аптеке. Поскольку Георгий не сдавался, осенью 2012 года и зимой 2013 г. аптеку четыре раза залили кипятком. Я сидел и смотрел, как расползаются пакетики с дорогостоящими лекарствами. У Георгия за то утро ни дрогнул ни один мускул, только взгляд внимательно-сосредоточенный, как у пулеметчика. Ни одного сетования, ни одной жалобы. Только: «Ты ж видишь. А ты говорил».

Из достоверных источников известно, что вернуть аптеку Георгию требовали многие. В том числе, по слухам, и губернатор Борис Всеволодович Громов. Но забот у генерала армии было много, а на местах заболтали, заволокитили и не вернули.

Что же в Георгии такого, что заставляет его бороться с несправедливостью? Ответ простой – честь офицера. В последние годы армия в России у многих ассоциируется лишь с дедовщиной и развалом. Но Георгий служил в армии великой страны под названием СССР, дослужился до подполковника. Несмотря ни на что, он верит в правду и в справедливость. Борьба за аптеку поглотила как у Георгия, так и у власти неимоверное количество сил и ресурсов. 70 судебных процессов, 500 судебных заседаний – это только юридическая часть борьбы. А ведь война Георгия и горадминистрации была тотальной. Власть четко понимала, что для нее в этой борьбе на кону стоит не аптека, а «потеря лица крутых парней» и возможный тотальный пересмотр всей приватизации в городе.

Когда я задавал Жиркову вопрос про аптеку, то, конечно, не знал всей подноготной, не имел еще огромного вороха документов, показывающих историю этой невероятной борьбы. Мне порой казалось, что я читаю увлекательный детектив Павла Астахова или Юлии Латыниной. Но все это происходит в нашем городе и в нашей реальности.

Я полагаю, что справедливость восторжествует. Ибо конфликт уже давно вышел из рациональной плоскости, и больше напоминает драму «монтекки-каппулети». В политической психологии его называют «поколенческим спором ровесников». Ситуации, когда чиновник при власти вдруг начинает предпринимать действия, идущие в разрез с логикой, моралью, разумом, описаны в учебниках политпсихологии, тут нет ничего особенного, так устроено человеческое подсознание, дело в «я-концепции»… В учебниках это звучит красиво, а вот Георгию довелось столкнуться с этим на практике. Начавшись с пустяка, по убыткам сторон конфликт вокруг многократно перекрыл стоимость спорной аптеки. А потерю репутации для мэра от этой некрасивой истории даже оценить невозможно. Георгий разрушил главную иллюзию, что в городе все хорошо.

Впрочем, это рассказ не о мэре и не об аптеке, а о Георгии. Ибо биография Георгия не исчерпывается правозащитной деятельностью и предпринимательством. Говоря об Удальцове, мне прежде на ум приходит романтика и подвиг. Георгий – один из лучших пилотов-вертолетчиков России. Летал на вертолетах МИ-8 (лучший многоцелевой вертолет в мире), как на боевой, так и пассажирской модификациях.

Георгий – человек, блестяще образованный. В 1976 г. окончил Магаданский политехнический техникум по специальности техник – геолог. В 1980 году – Сызранское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков Министерства обороны СССР по командно-тактической специальности летчик-инженер. В 2008 г. – Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (второе высшее), по специальности государственное муниципальное управление.

«Я из Калуги, – рассказывает Георгий, – это авиационно-космический город, город Циолковского, где с детства все мальчишки грезят о небе. После 8 класса под влиянием романтики молодости мы собрались поступать в магаданский политехникум. Во время учебы там мне много довелось полетать над тайгой в качестве пассажира. Меня с детства привлекали романтические профессии, с детства клеил модели самолетов и вертолетов. Поступил в Магадан, ибо хотелось самостоятельности, вырваться из-под опеки родителей… Но там, на северах познакомился с летчиками, понял их работу.. И после окончания техникума сразу же поступил в летное училище. Техникум я закончил с отличием, все свои учебные заведения и военное, и академию закончил с отличием».

Так получилось, что служба Георгия оказалась тесно связанной с нашими местами. С 1983 года он служил в воинской части 3553 (Третья отдельная авиационная эскадрилья особого назначения Внутренних войск МВД СССР), дислоцированной в Балашихинском районе. Будучи одним из самых опытных пилотов, Удальцов был допущен к осуществлению литерных перевозок руководящего состава МВД СССР и Командования внутренних войск.

«Вертолет «Ми-8», на котором я отлетал большую часть своей жизни, – говорит Георгий, – это самый надежный вертолет на земле. Недаром в России все литерные перевозки осуществляется на «МИ-8», выпущено более 13 тысяч экземпляров этой машины. Даже американцы у нас недавно их закупили для ведения контртеррористической операции в условиях высокогорий Афгана. Производят «МИ-8» на авиапредприятиях в Казани и в Улан-Удэ. А вообще, вертолет в условиях бездорожья России – это самая незаменимая техника! К примеру, огромные просторы Сибири при отсутствии транспортного сообщения можно осваивать только, используя авиацию. И там, где отсутствуют аэродромы, вертолет – единственное средство передвижения. «Ми-8» – вертолет многоцелевой, используется как в гражданской, так и в военной авиации. Он составляет основу вертолетного парка у МЧС, в ФСБ, у полярников, во всех отраслях народного хозяйства, которые сопряжены с выполнением полетов».

Однажды Георгий предложил мне съездить на авиашоу под Серпуховым. Там в прекрасном парке Дракино была собрана выставка достижений нашей вертолетной индустрии. А над полем увлекательно соревновались вертолеты из разных стран мира. Виртуозы прицельно забрасывали канистры в бочки, цепляли мешки, переносили грузы. Венцом действа было установление мирового рекорда высоты вертолетом МИ-38, огромным красавцем размером с кита, абсолютно новой машиной – гордостью российского авиапрома. Летчики медленно поднялись по трапу и улетели в далекую холодную высь. А я вспомнил недавно просмотренный фильм «Ангелы и демоны», когда вертолет с антивеществом поднимался в небо. Так рождаются герои или святые, - подумалось при просмотре фильма, глядя как вертолет превращается в точку и вот-вот скроется в облаках. То же самое захватывающее чувство я испытал на авиашоу в Серпухове. Через сорок минут по аэродрому пронесся слух, рекорд взят! В глазах сотен людей сияла радость.

Удальцов – человек заслуженный, который пользуется авторитетом в вертолетном братстве. Подполковник запаса, участник боевых действий при урегулировании межнациональных конфликтов на Кавказе и в Средней Азии, ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС, имеет государственные награды. Его календарная выслуга в авиации 17 лет. Высшие военные чины и герои России, конструкторы и просто ветераны, казалось, Георгия тут знают все и рады ему, как давнему другу, с которым немало пройдено, пережито.

Николай Андреевич Пшеничный, заместитель начальника авиационного управления внутренних войск МВД России, заслуженный военный летчик России, знает Георгия Удальцова не понаслышке. «Я на протяжении тех лет, пока работал замначальника авиации войск, видел те качества, которые у него были в летном деле всегда. Я часто летал с ним на севере, когда надо было обслуживать колонии и тюрьмы внутренние войска, по горячим точкам, в том числе во время событий в Фергане, когда были волнения месхетинцев. Это хороший, боевой летчик, таких летчиков мало! Когда мы его брали в отряд, он служил в Воронеже, а вырос у нас. Сейчас я с его сыном работаю в АКБ Миля, у Георгия – авиационная семья».

Георгий Удальцов пришел в Балашиху в конце 1983 года, из штата Министерства обороны он был переведен в штат МВД, уволен в запас августе 1992 года по состоянию здоровья (он был в числе ликвидаторов аварии на ЧАЭС).

«Наша часть 3-я отдельная авиационная эскадрилья базируется на территории «Новой деревни», Балашиха. Аэродром там существует с 1987 года. Служба в Москве накладывала особые требования по подготовке как с точки зрения обилия аэродромов (а у каждого своя специфика), сложных условий местности. Ведь нужно прокладывать курс и найти точку посадки, а особенно в плохую погоду порой так сложно найти привязку к местности», - рассказывает Удальцов. – «Мне нравилось здесь служить. Вертолет летает на 100-150 м., но даже с такой высоты всю Балашиху не видно, ведь город разбросан на крупные и удаленные друг от друга микрорайоны. Сейчас Балашиха срастается, именно поэтому пустыри и участки леса между микрорайонами застраиваются. Здесь много важных оборонных предприятий расположено, включая «МАРЗ» (Московский авиа-ремонтный завод) в Черном и БЛМЗ (Балашихинский литейно-механический завод), производящий сплавы и колеса для самолетов. А также здесь много частей расположено. К примеру, дивизия Дзержинского базируется на территории Балашихинского района. Легендарный отряд «Витязь» вышел из дивизии Дзержинского. А раньше это была 9 рота 2-го полка дивизии Дзержинского, которая готовилась по программе спецназа, спортсмены. Они были с нами во многих полетах».

Рейсы были ежедневно, а то и по нескольку раз в день. Летчики работали на износ, а география полетов охватывала весь Советский Союз.

Николай Пшеничный рассказывает: «Мы были отдельно базирующимся звеном в составе дивизии Дзержинского. В нашей эскадрилье имелось 3 вертолета, и у нас были крайне напряженные полеты. Мы в сложнейших условиях садились, перегоняли технику, проводили исследовательскую работу, в том числе испытывали на «МИ-8» новое оружие.

Вертолет – такая штука, которой надо хорошо управлять. В Новой деревне маленькая площадка, трудно садиться, полоса 100 м., нужно попасть с одним выключенным двигателем, требовалось тренироваться! Но у Жоры острый глаз, он всегда попадал… мы его выдвигали на командира экипажа, ибо летал он очень хорошо, контролировал безопасность на маршруте, ответственно и скрупулезно относился к делу, у меня не было необходимости его проверять. А график был тяжелый – в час ночи вылетели, утром прилетели, каждый раз новые маршруты и аэродромы. Георгий – хороший летчик Мы с ним и в Печору летали, и на Украину, и в Прибалтику…
»

Георгий Удальцов скупо рассказывает о специфике службы. Ведь значительная часть заданий прямо или косвенно была связанна с секретностью: «Эскадрилья недаром называлась особого назначения, мы действительно выполняли особые задания, отсюда была подготовка и отбор кадров соответствующий. Одной из повседневных задач – это литерные перевозки больших и очень больших начальников. Но регулярно приходилось участвовать в поимке опасных преступников и дезертиров, которые сбежали с оружием в руках. Отрабатывали освобождение заложников, ведь когда бандиты захватывают заложников, одним из первых требований всегда звучит – привезите вертолет. И тут важно, чтобы экипаж был подготовлен хладнокровно действовать в такой ситуации. Мы осуществляли дежурство во время крупных государственных мероприятий, например, во время съездов партий или празднования 1 и 9 мая, вся системы МВД находилась в состоянии усиления. Выполняли полеты на санитарные задания, когда нужно вывести больного. Вертолет оказывал большую помощь в боевых точках и в горячих точках. В те время МЧС еще не было, поэтому полеты по экстренному реагированию выполняли внутренние войска».

Алексей Григорьевич Заика - бортовой техник, который много лет летал вместе с Удальцовым в одном экипаже. «От службы с Георгием Михайловичем у меня остались самые хорошие впечатления. Мы много по командировкам ходили. Потом он занимал должность штурмана всей эскадрильи, был примером образцовой подготовки заданий, ответственного отношения к технике. Говоря о штурманском мастерстве Георгия, я вспоминаю нашу работу в Чернобыле, когда приборы отказывали из-за радиации. Мы работали по всему Союзу. Георгий всегда относился ревностно к выполнению своих задач, это высокопрофессиональный летчик. И сейчас он активно работает в Содружестве вертолетчиков России, был там заместителем председателя. Идея создать этот союз ветеранов-вертолетчиков принадлежала легендарной нашей летчице-ассу, героине Советского Союза Инне Андреевне Копец. Организация уделяет особое внимание подготовке молодежи. В частности, при участии Георгия, была оказана помощь Люберецкой школе, там по инициативе Инны Адреевны был установлен памятник «МИ-24»».

В Чернобыле Георгий отработал несколько месяцев. В том числе 40 дней были работы в зараженной зоне и в зоне над реактором. Радиация была столь сильной, что выходила из строя автоматика. Тогда в ход шли «биороботы», обычные люди. Военные и милиционеры, пожарники и те, кого отмобилизовали. В работах по ликвидации аварии на реакторе было задействовано до миллиона человек. Многих прямо посылали на смерть. К примеру, радиоактивный графит с крыши энергоблока сбрасывали лопатами солдаты срочники. У человека на все про все было лишь 40 секунд. Потом наступали необратимые изменения. Пожар на реакторе тушили, в том числе забрасывая жерло рукотворного вулкана мешками с песком из вертолетов. Ювелирная работа, стоило летчикам потерять концентрацию, и лопасти винта могли зацепить мачту. Душераздирающие кадры гибели одного из вертолетов над реактором зафиксировала видеохроника. Наряду с текущей работой, Георгий возил инспекции на осмотр реактора из числа руководства страны и вооруженных сил, а также нянчился с группой академиков и ученых, которые делали замеры радиоактивности на пораженной территории. В работе по ликвидации катастрофы была задействована почти вся военная вертолетная техника страны, в том числе в срочном порядке были переброшены боевые машины из Афгана, что существенно ослабила нашу группировку и дало передышку бандитам.

А дальше вертолетная авиация потребовалась в горячих точках. «С 1987 по 1992 года наша эскадрилья не вылазила с Кавказа, где начались межнациональные конфликты, Сумгаит, Карабах и прочие. Мы там были между двух огней. При урегулировании межнациональных конфликтов погибло много вертолетчиков. Мы выполняли задания, но стоило чему-то произойти, как от людей отказывались. Нам повезло, а вот вертолет наших сменщиков подбили, большое число людей погибло», - рассказывает Георгий. – «Особенностью нашего отряда, что мы все полетные задания выполняли одиночным экипажа, без руководителей полетов, не на кого было перекладывать ответственность, все приходилось решать самим, это главная школа, которая пригодилась на гражданке. От летчиков требовались целеустремленность, стремление добиваться поставленных задач, определять по задачи по степени важности».

Георгий Удальцов ушел в запас, можно сказать, на пике вертолетной карьеры, имея 17 лет календарной выслуги: «В летном деле считается, что к 30 годам летчики становятся профессионалами. Я возглавлял штурманскую службу и штурманскую подготовку, ведение аэронавигационных документов, контроль подготовки экипажей к вылету, участвовал в наиболее сложных полетах, когда посылали не молодежь, а крайне опытный экипаж. Но после распада СССР настал момент, когда навыки, наработанные в качестве профессионала, оказались не востребованы, ибо вся авиация остановилась, керосина не было. Да, приходилось решать задачи по межгосударственной линии, нас приглашали к себе молдаване, армяне, азербайджанцы. В какой-то момент из- за проблем со здоровьем я принял решение уйти со службы, но эта школа осталась вместе со мной, воспитала характер».

Николай Пшеничный вспоминает: «Мы много летали с Георгием, бывали и сложные ситуации. Как-то в Молдавии перегоняли «МИ-8» (правительственный борт-салон), попали в очень сложные условия. Буквально по земле гребли, чтобы не сбиться с курса, летели очень низко. Тогда нормальных приборов навигации не было, но у Георгия было предчувствие, знание – сейчас будут провода или здание, он меня провел буквально по ниточке. Похожая ситуация была, когда мы летали с ним в Прибалтику, садились в Каунасе в сложных метеоусловиях. Да и в Подмосковье было много памятных моментов, когда были сложнейшие условия, и мы выползали благодаря его подготовке, чутью, умению своевременно подсказать командиру. Георгий – отличный организатор и в бизнесе, и в общественной деятельности, он умеет собирать вокруг себя хорошие коллективы. Про него можно сказать только хорошие слова, он никогда не сдавался и не сдается».

«Моя летная деятельность прошла на редкость счастливой, - говорит Георгий. - Мне ни разу не приходилось сталкиваться с серьезными отказами техники, летали в незнакомой местности, то в горах, то в тайге… Наш экипаж всегда готовился к полетам очень серьезно, а я особенно, ибо на штурмане лежала львиная доля ответственности: куда лететь, как лететь, куда садиться, найти площадку. Часто задания были «на грани», когда в горах еще чуть-чуть и могли бы убиться, но нам посчастливилось эту грань не преодолеть».

Слушая Георгия, я понимал, почему ему так долго удалось продержаться. У него отсутствует страх. Он испытывает нетерпимость и понятную брезгливость в отношении криминальных нуворишей и тех, кто замешан в коррупции. Конечно, у него было много меньше ресурсов, чтобы противостоять системе. Но он интеллектуально был на голову выше той команды, которая оказалась во власти. Вероятно, если бы заранее было известно, что все обернется именно так, никакого обострения бы не было. Но история города не знает сослагательного наклонения. Движение «Наш город Железнодорожный» стало событием, глотком свободы. Многих, конечно, отпугивает название – движение против криминала и коррупции. Все-таки Георгий Удальцов – не Навальный. Георгий борется за свое, кровное, трудами нажитое и однажды отнятое. Но в этой борьбе, исчерпав правовые механизмы, он сосредоточился на правозащитной деятельности и сумел помочь многим, потерпевших от ошибок власти или в столкновениях жителей и интересов бизнеса.

На авиашоу в Серпухове в числе прочих я познакомился и с королевой вертолетов, летчицей Инной Андреевной Копец. Она из династии авиаторов, любители истории знают легендарного комдива Ивана Ивановича Копеца, героя Советского Союза, сбившего 6 самолетов противника в годы войны с Испанией, погибшего в первый день войны, когда фашистская авиация в результате вероломного нападения почти полностью уничтожила советские ВВС западного особого округа. Инна Андреевна, автор десятков вертолетных рекордов, рассказала множество интересных историй из жизни вертолетчиков, и даже познакомила меня с главой вертолетных курсов. Чтоб учился летать. В завершении внимательно посмотрела на меня: «Вы должны помочь Георгию. Вы можете решить его вопрос».

Многие помогали Георгию. И понятно, что вопрос с аптекой давно уже лежит вне правового поля. Но какой же силы должен же оказаться толчок, чтобы местная власть задумалась, прислушалась, отменила спорное решение. Больше года назад мне казалось, что этот вопрос довольно просто решить. Но, с одной стороны, пользуясь пробелами в законодательстве, аптекой владеют уже "добросовестные" приобретатели. Как говорят, хозяева все те же, просто прогнали недвижимость через несколько сделок. В феврале 2013 года состоялся захват аптеки, новый собственник поменял замки и вывез имущество. С другой стороны, горадминистрация загнала саму себя в угол. Есть много способов решить вопрос полюбовно, гонители в стремлении доказать свою правоту стали похож на унтер-офицерских вдов, которая секут сами себя. Больно, до кровавой жижи, пытаясь сохранить остатки солидности.

В нормальной ситуации люди говорят друг с другом. Ведут переговоры и находят варианты решения спора. Если офицер-вертолетчик, один из тех людей, от кого зависело благополучие нашего города, вдруг говорит, что его не уведомили при приватизации, значит, просто из уважения к его заслугам, боевым наградам мэр обязан был принять жесткие решения. А именно подчиниться решениям судов о незаконности приватизации, а не заниматься их обжалованием. Железнодорожный небольшой город, и муниципальной собственности в нем не так много. Элементарная порядочность и уважение к бизнесу требуют от главы лично уведомлять каждого бизнесмена-арендатора о готовящейся приватизации имущества. Это не трудно. Ибо когда уважаемым людям постфактум говорят, «что ж вы не читаете местную газету, где все написано», это напоминает балаган. Особенно, когда после обжалования незаконных действий муниципалитета со стороны чиновников начинается переход на личности с использованием муниципальных медиаресурсов и анонимок. Нам в Железнодорожном нужно иное качество управления. Необходимо выстраивать систему доверия и прозрачных отношений между бизнесом и властью.

Победив на выборах, если горожане поддержат мою кандидатуру, я не буду устраивать пересмотр итогов приватизации в городе и передел собственности. Но по аптеке Георгия Михайловича Удальцова я приму все возможные усилия, чтобы вернуть спорным образом приватизированное помещение обратно в муниципальную собственность и восстановить нарушенную законность.

Profile

Баташев Анатолий
lui_parnas
Анатолий Баташев
Website

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono